Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!




Интернет Приемная




border="0"




Россия - без жестокости к детям!

Газета «Новый мир»

Зауралье-ONLINE








Структура и деятельность органов ЗАГС

В двадцатые годы была сформирована вертикальная структура управления ЗАГС. Как уже отмечалось, высшим органом управления был Центрозагс. В его ведении находилось методическое обеспечение этого направления государственной деятельности, в частности, разъяснение различных специфических делопроизводственных вопросов. Вместе с тем органы ЗАГС были частью областной, окружной и местной системы управления, а значит, напрямую подчинялись соответствующим органам власти: облисполкому, окрисполкомам, райисполкомам и сельсоветам. На уровне области и округа подотделы (столы) ЗАГС входили в состав административных отделов (адмотделов). Последние были призваны осуществлять не только «общее наблюдение за состоянием органов ЗАГС», но и надзор за деятельностью религиозных обществ и должностных лиц, общественной безопасностью и торговлей, учет иностранцев и лиц, лишенных избирательных прав, наконец, бороться с преступностью и охранять «революционный порядок». Фактически органы ЗАГС были частью милиции.

Структура адмотдела Курганского окружного исполкома включала следующие подотделы:

1. Общий подотдел:

части:

а) канцелярия;

б) финансово-материальная часть;

в) ЗАГС (стол ЗАГС);

г) адмнадзор;

2. Подотдел милиции:

части:

а) строевая;

б) службы милиции;

в) адресного стола;

3. Подотдел уголовного розыска:

части:

а) активно-секретная;

б) регистратуры;

4. Учетно-инспекторская часть.

На местах отдельные структурные подразделения управления ЗАГС выделены не были. Как правило, эти обязанности исполняли делопроизводители и секретари рай- и горисполкомов и сельсоветов.

В середине двадцатых годов возникли затруднения с наименованием органов ЗАГС. В штатном расписании адмотдела значилось «бюро ЗАГС», а в положении о всё том же адмотделе – стол ЗАГС. Возникали и другие, так сказать «рабочие» вопросы, которые Курганский окрисполком, конечно, пытался отрегулировать. Например, руководство задавалось вопросом «обязательно ли для окрзагса иметь свою каучуковую печать или же пользоваться печатью окрадмотдела?»4.

Двадцатые годы прошли под знаком оттачивания механизмов новой системы, поисков оптимальных моделей взаимодействия государственных органов и населения – населения, которое еще нужно было убедить в необходимости ЗАГС. Сами специалисты сталкивались на тот момент со сложно разрешимыми проблемами, поэтому областные и окружные власти вынуждены были реагировать на такие вызовы с мест и четко регламентировать деятельность чиновников от вопросов общеполитических до делопроизводственных мелочей. Примером служит постановление Курганского окрисполкома, изданное в январе 1924 года, в котором придавалось «большое значение учёту естественного движения населения, что достигается правильностью и полностью записей актов гражданского состояния: рождений, смертей, браков и разводов, а также своевременным доставлением этих записей в Окружные статистические Бюро разработки»5.

Согласно этому постановлению, ЗАГСы должны были заполнять на каждый случай рождения, смерти и т.д. отдельную статистическую карточку. Это было необходимо для учёта естественного движения населения. Рекомендовалось делать это ответственно, синхронно самой регистрации события, так как «без наличия заключивших акт невозможно будет восстановить ответы на все вопросы карточки»6.

Одним словом, на первом месте были текущие управленческие и делопроизводственные моменты: как хранить вторые экземпляры актовых записей за прошлые годы, брать ли за выдаваемые свидетельства 5 копеек как раньше или прекратить взимать эту сумму, положена ли по штату должность делопроизводителя, «согласно новых форм актовых записей» или только регистратора, указывать ли в бланке какой по счёту родившийся ребёнок в семье, указывать ли в справке всех детей, включая умерших или только оставшихся в живых и многое другое7.

О масштабах деятельности органов ЗАГС Курганского округа могут сказать цифры. С 1 декабря 1923 года по 1 октября 1924 года было зарегистрировано:

в Кургане:

- рождений 754, из них женщины – 361;

- смертей – 405, из них женщин – 214;

- браков – 164,

- разводов – 40;

в округе:

- рождений – 15007, из них женщин – 7323;

- смертей – 9189, из них женщин – 4464;

- внебрачнозачатых – 166;

- браков – 3077;

- разводов – 502.

По состоянию на 1 января 1925 года в Курганском округе действовало 310 органов ЗАГС, из них в Кургане – 1, при райисполкомах – 13, и сельсоветах 296.

В последующие годы количество органов ЗАГС существенно не изменилось. На 1 января 1928 года в Курганском округе имелись 300 органов ЗАГС: в городе – 1, в сельской местности – 299.

Руководство и контроль за их работой осуществлялось посредством рассылки райисполкомам и сельсоветам руководящих распоряжений, циркуляров и инструкций и наблюдением за исполнением таковых. Кроме того, были выработаны и разосланы райисполкомам примерные схемы доклада о работе и анкета на сотрудников, «каковые данные послужат материалом для характеристики работы рай и сельзагсов в будущем».

Как отмечалось в одном из отчетов, связь с местами была «живая и письменная». В Курган вызывались для устного инструктирования районные и сельские специалисты, давались частные разъяснения по спорным вопросам, издавались циркуляры. Но и этих мероприятий было недостаточно, так как грамотных делопроизводителей все равно не хватало. Нередко записи в сельсоветах «делал малограмотный председатель, отчего акты страдали технически и юридически».

Деятельность органов ЗАГС в сельской местности долгое время подвергалась критике и оценивалась властями неудовлетворительно по разным причинам: из-за недостатка книг и бланков или ввиду «недостаточной технической подготовки работников и их частой смены».

Работа ЗАГСов не лишена была и других недостатков, о чём, в частности, упоминается в отчёте Курганского адмотдела от 7 июля 1925 года. Как это и было свойственно делопроизводственной стилистике, начальство оценивало свою работу «в целом удовлетворительно». Однако откровенно признавало и недочёты, главными из которых по мысли руководства была кадровая проблема. Ввиду того, что «делу постановки записи актов гражданского состояния не уделяется должного внимания,… работники часто меняются, записи в актовые книги заносятся случайными людьми, выполняющими другую работу».

Еще одна проблема, вызванная последствиями Гражданской войны, была связана с материально-техническим оснащением ЗАГСов. В отчетных документах окружные власти отмечали, что «помещения, занимаемые ЗАГСами, не соответствуют своему назначению. В райисполкомах нет отдельных комнат для райзагсов, а сельзагсы располагаются вместе с сельсоветами». Исключением стал окружной стол ЗАГС, который был «обставлен более удовлетворительно, имеется мягкая мебель, трюмо и столик».

В районы шли директивы, в которых требовалось «принять меры для улучшения помещений и обстановки, делопроизводство и отчётность поднять на должную высоту, для чего выделить отдельных работников по райзагсам». Однако тут же власти отмечали, что «личные распоряжения по этому вопросу предриками (председателями райисполкомов) не выполнены, помещения не выделены, работники не освобождены от работы».

предыдущая страница