Интерактивный портал службы занятости населения
Нотариусы на проводе
Конкурс Лидеры России
Профилактика ВИЧ-инфекции

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на основании документов, удостоверяющих личность


В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут ответственность наравне с гражданами Российской Федерации. Таким образом, они обладают такой же правоспособностью и дееспособностью в семейных отношениях, как и граждане Российской Федерации, т. е. они могут заключать брак, расторгать его, иметь родительские права и нести обязанности.

 

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»);
- Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
- Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-I «О беженцах» (далее — Закон «О беженцах»).
Указанные законодательные акты регулируют отношения между иностранными гражданами и лицами без гражданства, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами перечисленных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Вышеуказанными законодательными актами установлено три категории иностранных граждан и лиц без гражданства:
- временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства имеют разрешение на временное пребывание, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Данное разрешение может быть оформлено на срок визы, если установлен визовый въезд в Россию, либо на срок до 90 суток в случае безвизового въезда в Россию;
- временно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства имеют разрешение на временное проживание, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на срок до трех лет;
- постоянно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства имеют вид на жительство, выданный территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, сроком на пять лет с правом продления каждые пять лет.
При обращении иностранного гражданина в орган регистрации актов гражданского состояния следует учитывать, что в соответствии счастью 1 статьи 10 Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Таким образом, для граждан государств «дальнего» зарубежья, Прибалтики, а также граждан из стран ближнего зарубежья документом, удостоверяющим личность на территории Российской Федерации, является заграничный паспорт.
Исключением являются граждане Казахстана и Украины для которых документами, удостоверяющими личность, являются заграничный или национальный паспорт, свидетельство о рождении детей в возрасте до 16 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
- документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
- разрешение на временное проживание;
- вид на жительство;
- иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
В качестве примеров «иных» документов, установленных федеральными законами в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства, следует назвать свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и удостоверение беженца. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 и пунктом 7 статьи 7 Закона «О беженцах» названное свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем, а названное удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем.
При этом все удостоверяющие личность иностранного гражданина документы, выданные компетентными органами иностранных государств, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть удостоверена только нотариально (печать органа, выдавшего документ, также должна быть переведена).
В случае наличия у гражданина гражданства нескольких государств необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон «О гражданстве РФ»), согласно которых гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается в Российской Федерации только как гражданин Российской Федерации. Исключением являются только граждане Таджикистана и Туркменистана, с которыми подписаны международные договора о двойном гражданстве (Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года).
Пунктом 2 статьи 6 Закона «О гражданстве РФ» утверждается, что приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

 

Информация подготовлена
главным специалистом сектора учета и
хранения записи актов гражданского состояния
отдела организации и контроля деятельности
органов ЗАГС Управления И.С. Зубаревой




24.02.2015