Сайт: Управление записи актов гражданского состояния Курганской области

История свадебного платья

История свадебного платья


                                                              История свадебного платья

         Мода меняется, история обновляется, время идет, земля вертится, а подвенечное платье остается популярным и самым красивым нарядом женщины. Этот необычный наряд таит в себе историю веков, народные традиции и вековые устои общества. Поэтому, по сей день свадебное платье остается волшебно-привлекательным и завораживает своим видом, цветом и фасоном. Но многие не знают, что наряд для невесты прошел долгий путь, прежде чем появился в 21 веке таким каков он есть. С "миру по нитки" и наши женщины получили в "наследство" совершенный образ невесты.

                                                                     Со времен Венеры
           У каждого народа существовали свои взгляды на платье девушки вступающей в брак. Если вернуться на сотни лет назад, то можно было увидеть невест в платье украшенных цветами, расшитыми ракушками, жемчугом. Ткани применялись от самых простых до дорогой парчи, все зависело от происхождения невесты, ее положения в обществе. Древние гречанки выходя замуж наряжались в длинное платье. Оно шилось из очень легкой ткани и крепилось на плечах красивыми застежками. Его белый цвет символизировал чистоту девушки. До нас платье дошло под названием "пеплос". Наряд невесты завершал лавровый венок на голове, что означало целомудрие. Сочетание легкости и простоты в греческом наряде для невесты указывали на радость события и прекрасную юность.
           Что касается Египетских женщин, их "подвенечным" платьем считался кусок материи искусно обернутый вокруг фигуры от груди до самого низа. Но основной акцент древние египтянки делали на украшения. Каждое кольцо или диадема, пояс несли символический смысл.
Во времена аскетизма, когда была разрушена Великая Римская империя, тяжелая туника с длинными рукавами и глубоким вырезом украшала византийскую невесту. Она шилась из тяжелых тканей и украшалась драгоценными камнями. Цвет платья не ограничивался только белым.
Можно с уверенностью сказать, что свадебного платья как такового до XV века не существовало. Просто девушка из своих нарядов выбирала для бракосочетания самое красивое и дорогое платье. Даже не было понятия "свадебное"', так как этот термин пришел уже с советских времен, а наши пра-пра-пра...бабушки обменивались кольцами в святом месте - церкви, в соответствии с этим обрядом и наряд имел название - подвенечное платье.

                                                   Готический стиль средневековой невесты
            Но вот наступил XV век, а с ним нарядное платье невесты обрело необычную форму. Виновниками такому изменению были мужчины, которые подолгу отсутствовали дома, так как выполняли святую миссию. Крестовые походы в Палестину и недолгий визит к даме сердца породил свою "изюминку" в платье для невесты. В моду вошла беременность. Поэтому, платье имело высокую талию, длинные рукава, глубокий вырез и многослойность. Именно в двух слоях платья и была заложена скромно-кокетливая нотка. Основные цвета подвенечного платья считались алый, пурпурный и красный. Если женщина не была беременная, она могла имитировать таковую прикладным "ложным" животиком. Стиль платья был назван готическим и олицетворял благополучие и счастье. Такое платье передавалось по наследству для следующей невесты. Что касается головного убора, он завершал образ "готической красавицы" своим метровым продолжением в виде башни. Энен - название убора, на котором красовалась легкая вуаль, подобие будущей фаты. Каких-то особенных требований к костюму невесты не было, поэтому можно было шить платье на любой вкус и цвет. Можно подметить, что три вещи дошли из глубины веков практически неизменными: декольте-вырез, корсет (хотя изначально это была мужская деталь туалета) и шлейф.
            До XVI века в нарядах преобладают красный и черный цвет, белый еще не является ведущим, разве что при французском дворе, на празднествах под названием "белые балы". Как таковой свадебной моды еще не существует. Девушки для замужества одевают просто дорогой наряд.
Зато XVI век внес новизну - был открыт крахмал, который послужил изменению воротниковой зоны на платье и уже ближе к XVIII веку появился известный воротник-медичи.

                                                  Эпоха Возрождения и для свадебного платья
            Вот откуда пошла классика! Конец средневековью и придуманным формам, начало естественности образа, зрелой уравновешенности. Италия диктует ритмы моды. Основные ставки делаются на гармоничное сочетание в образе души и тела. Теперь платье не скрывает фигуру, а как можно четче отображает естественные линии. Линия талии "становится" на свое место. Юбка спускается от талии легкими складками до щиколоток. Такая модель платья прошла через века и стала классикой наряда невесты. "Богатство" убранства подвенечных платьев берет свое начало в Венеции. Невесты-венецианки очень тщательно готовились к свадьбе, так как на такое торжество сбегался народ и оценивал по достоинству наряд. На показ выставлялось богатство и шик. Основные ткани из которых шились платья - серебряная парча, белый атлас и супермодная ткань атлас с зеркальным отливом. Очень богато смотрелся лиф, расшитый драгоценностями, а также вышивка по всей ткани. Основным украшением считался жемчуг, который прекрасно сочетался с белизной атласа. Этот вид украшения любим и современными невестами.

                                                            Французский стиль XVIII-XIX веков
            В конце XVIII века возник новый идеал женственности. И способствовал этому панье, Это был специальный каркас, искусственно увеличивающий бедра и соблазнительно подпирающий груди, которые в буквальном смысле выступали наружу. Своего рода открытое декольте, подчеркивающее овальные формы. Нежности и кокетства придает отделка из кружев. Они украшают рукава, каскадом спадают по низу юбки, даже присутствуют в прическе невесты. Акцент делается на разные бантики, рюшечки, цветы из материи.

                                                                     Победа белого цвета
            Великая Французская Революция 1789 года, принесла изменения не только в структуру общества, но и в существующую моду. На смену платьям на корсетах вернулся античный стиль. Образ греческой богини стал основным мотивом для подвенечных нарядов. Оно напоминает тонкую длинную рубашку с глубоким декольте, соблазнительно открывающим грудь. Линия талия завышена. Такой фасон платья очень красиво подчеркивал все линии тела, как бы символизируя свободу и в то же время простоту. «Фонарики» - форма рукава смотрелись очень нежно, без всяких излишеств. Основная ткань для подвенечного платья был излюбленный атлас, поверх которого была пришита вторая газовая юбка, переходящая к спинке в легкий шлейф. Белый цвет ведущий. Дополняли наряд невесты длинные перчатки, хорошо сочетающиеся с короткими рукавчиками и меховым боа. Даже в прическе присутствовал античный стиль, волосы невесты укладывались по-гречески, а сверху прикрепляли фату. Так до нашего времени дошло свадебное платье под названием «ампир». И сейчас этот фасон не перестает пользоваться популярностью.
           Но мода не стоит на месте и с момента изобретения кринолина, возвращаются корсеты и «обновленный» каркас. Во второй половине XIX века - на невесте платье, где верхняя часть сделана корсетом, а нижняя состоит из каркаса сделанного из китового уса, поверх которого одета гладкая юбка. В качестве украшений применяли ленты и воланы. Самой шикарной отделкой для подвенечного платья считалось шелковое кружево с легким золотистым блеском, под названием блонды. Появился новый вид перчаток митенки, т.е. с обрезанными пальчиками. Они шились из тонкой ткани и украшались вышивкой. В таком наряде невеста выглядела неземной принцессой и все это благодаря пышной юбке, ее воздушным колыханиям при ходьбе и узкой талии в корсете. Через несколько лет кринолиновый каркас заменили турнюром. Это своего рода каркас, который увеличивал только заднюю часть платья, а спереди юбка была прямая. Украшался турнюр всевозможными оборками, бантами и воланами. Голова невесты украшалась венком из искусственных цветов и именовался французским словом - флердоранж.

                                                            Конец XIX века и до современности
           На рубеже XIX-XX веков на смену оборкам и бантам приходит сдержанная классическая простота. Платье для невесты теперь без корсета, с юбкой клеш и строгим лифом, переходящим в мысик на талии. Декольте отсутствует, а на его месте кружевная вставка, переходящая в стойку-воротник под самое горло. Рукава с длинными манжетами и буфами вверху.
Не зря говорят, что XX век является веком стремительных перемен. Эти перемены коснулись и свадебного наряда. Фасон платья менялся очень стремительно. В 20-е годы невеста шла под венец в простом платье и шляпке, что повторяется в 60-е годы, 80-е диктуют спортивный образ жизни...
XXI век отдает предпочтение смешению стилей. Наряд невесты может быть и в стиле барокко, и в греческом стиле. Уместны и классика, и авангард. Такой подход к выбору платья, дает возможность невестам самим выбирать, в каком образе они хотят себя видеть. Удачного выбора!

 

Материал подготовлен
ведущим специалистом
Бронских Н.С.





Последнее изменение документа: 21.09.2010