Тогда в
течение трех дней подпись под этим новым
международным документом поставили
представители 100 государств мира.
Конвенция против коррупции была одобрена
Генеральной Ассамблей ООН 31 октября
2003 года и 9 декабря был объявлен
Международным днем борьбы с
коррупцией. Впервые этот день был отмечен
9 декабря 2004 года.
На сегодняшний день
Конвенцию подписали около 140 государств
и ратифицировали около 80. Среди тех,
кто ратифицировал и, следовательно,
стал ее участником, — Азербайджан,
Беларусь, Кыргызстан, Латвия, Россия,
Таджикистан и Туркменистан.
Этот
международный договор предусматривает
меры по предупреждению коррупции,
наказанию виновных, а также механизмы
международного сотрудничества в борьбе
с ней. Он обязывает государства проводить
политику противодействия коррупции,
одобрить соответствующие законы и
учредить специальные органы для борьбы
с этим явлением.
В соответствии
с Конвенцией государства должны
добиваться того, чтобы их должностные
лица были неподкупными, честными и
ответственными. За ориентир предлагается
взять Международный кодекс поведения
государственных должностных лиц,
одобренный Генеральной Ассамблей ООН
еще в 1996 году.
Россия предпринимает
системные меры в рамках международного
сотрудничества по борьбе с коррупцией.
Ратифицированы Конвенция ООН по
транснациональной оргпреступности, в
рамках Совета Европы Россия присоединилась
к Конвенции об уголовной ответственности
за коррупцию. В настоящее время совместно
с Организацией экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) активно
прорабатывается вопрос о присоединении
к Конвенции по борьбе с подкупом
иностранных должностных лиц при
осуществлении международных коммерческих
сделок.
В
2008 году Группой государств против
коррупции (ГРЕКО), был проведен анализ
российской системы противодействия
коррупции и ее соответствия антикоррупционной
конвенции Совета Европы. Эксперты ГРЕКО
высказали 26 рекомендаций по различным
аспектам противодействия коррупции. В
ходе пленарного заседания ГРЕКО
Российская Федерация защитила отчет о
выполнении этих рекомендаций. Практически
все рекомендации выполнены Россией
полностью или частично. Российский
доклад был высоко оценен экспертами.
Особо было отмечено, что Россией проделана
масштабная работа в этом направлении.
Формирование
антикоррупционной стратегии продолжается.
Глава государства
ввел новый порядок предоставления
сведений о доходах и расходах лиц,
замещающих государственные должности.
В 2013 году Президентом Российской
Федерации подписаны указы «О мерах по
реализации отдельных положений
Федерального закона «О противодействии
коррупции» и «О мерах по реализации
отдельных положений Федерального закона
«О контроле за соответствием расходов
лиц, замещающих государственные
должности, и иных лиц их доходам».
Данные указы направлены на
реализацию ключевых антикоррупционных
законов - Федерального закона «О
противодействии коррупции» и принятого
Федерального закона «О контроле за
соответствием расходов лиц, замещающих
государственные должности, и иных лиц
их доходам». Эти документы называют
важным шагом на пути искоренения взяток
и казнокрадства. Впервые государственным
служащим пришлось давать отчет о
зарубежных счетах и недвижимости. На
обновление деклараций у них было три
месяца.
С 2008 года государственных и
муниципальных служащих обязали ежегодно
сообщать сведения о доходах и имуществе
- своих и ближайших родственников
(супруга (супруги) и несовершеннолетних
детей). Порядок их предоставления и
механизм проверки был определен в 2009
году, то есть во всех государственных
органах появились специальные
подразделения, которые обеспечивают
проверки достоверности и полноты
сведений о доходах и имуществе.
В конце 2011 года было
решено, что отчитываться должно и
руководство Центробанка РФ, Пенсионного
фонда, Фонда социального страхования,
Фонда обязательного медицинского
страхования, госкорпораций и госкомпаний
с превалирующим госучастием, а также
их супруги и несовершеннолетние дети.
Затем был принят закон о контроле
за расходами, по которому государственным
служащим нужно декларировать сделки
по приобретению земельных участков,
других объектов недвижимости, транспортных
средств, ценных бумаг, акций, а также
предоставлять сведения об источнике
получения потраченных на это средств.
В указах 2013 года все эти новации
детально регламентируются. Во-первых,
расширился круг лиц, которые должны
декларировать расходы, за счет руководства
Центробанка РФ, вышеназванных фондов
и госкомпаний. Во-вторых, четко прописано,
кто и куда должен подавать сведения о
доходах, а также - кто уполномочен
объявлять проверки, запрашивать у разных
ведомств подтверждающие данные и
рассматривать их результаты. Кроме
того, предусмотрено, что кремлевское
Управление по вопросам государственной
службы и кадров может проверить любого
государственного служащего, даже
муниципального.
Также впервые нужно сообщать в
справках о доходах сведения о зарубежных
счетах, ценных бумагах и недвижимости
и об источниках средств, на которые это
все приобретено. За невыполнение этого
требования государственного служащего
увольняют в связи с утратой доверия.
Кроме того, утверждена форма
справки о расходах. В примечании к ней
отдельно напоминается, что заявлять
нужно только расходы, превышающие
трехлетний доход государственного
служащего, его супруги и несовершеннолетних
детей.
Декларант сам указывает
стоимость приобретенного имущества, и
если выяснится, что на самом деле он
заплатил больше, чем указано в договоре,
последует разбирательство. В любом
случае все подтверждающие сделки
документы предоставлять обязательно.
В данном указе устанавливается
переходный срок, чтобы государственные
служащие смогли закрыть счета за рубежом,
но при этом сообщить о них в справке о
доходах. Сведения о доходах, о расходах,
об имуществе за 2012 год разрешено было
предоставить до 1 июля 2013 года.
Президент
Российской Федерации также распорядился
предоставить защиту тем, кто сообщит о
фактах коррупции, в том числе и бесплатную
юридическую помощь.
Информация подготовлена по материалам сайта www.rg.ru главным специалистом отдела организационной и кадровой работы И.В. Герт |
06.12.2013
|