Интерактивный портал службы занятости населения

АРХИВЫ — СВЯЗЬ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ


Начало государственной архивной службе положили реформы Петра Первого. 28 февраля 1720 года (по новому стилю 10 марта) он подписал первый государственный акт, которым определил основы организации государственного управления в стране и ввел во всех государственных органах власти архивы и государственную должность архивариуса. Архивариусы обязаны были «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…».

За столетия образовалось множество разнообразных архивов, но старейший из них тот, в котором хранятся основные сведения о каждом гражданине государства от рождения до смерти – это архивы записей актов гражданского состояния. Зачатками архивов ЗАГС были церковные записи о родившихся и умерших, которые велись церковью согласно Указу Петра Первого от 14 апреля 1703 года «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». Но, как доказывают найденные и изученные исследователями архивные документы той эпохи, понадобилось еще около двадцати лет, чтобы началось активное формирование и распространение метрических книг. Об их необходимости для потребности государства прямо было сказано в Указе Синода от 20 февраля 1724 года. Они нужны, чтобы «ведать о количестве всего Российского государства людей». Об особом государственном значении и возрастании роли метрических книг говорит требование ведения книг в двух экземплярах и обязательного наличия их как в приходах, приближенных к непосредственному пользователю, так и в консисториях, где они надежно охранялись от утрат.

До наших дней архивы ЗАГС не утратили своего государственного значения. Сведения из книг ЗАГС служат основой для демографических исследований, являются важным средством демографического прогнозирования в масштабах страны, республики, области, края, города, поселка. Акты гражданского состояния учитываются при разработке планов социального развития, проектов застройки, планов архитектурного, культурного развития городов и сел и т.д.

По сути, современный архив ЗАГС выполняет те же основные функции, что и сто, и двести лет назад. Формирует и сохраняет в течение ста лет книги записей актов гражданского состояния, которые содержат сведения о важнейших событиях в жизни человека, от рождения до смерти. В актовых книгах день за днем накапливается информация, без которой ни один из нас не смог бы решить многих жизненно важных вопросов. Например, в случаях утраты  документа о регистрации любого из семи актов гражданского состояния архив ЗАГС является тем единственным источником, откуда гражданин получит помощь в решении этой проблемы. Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния запрашиваются гражданами для назначения пенсий и пособий, оформления права на наследство, получения паспорта, выезда на постоянное жительство за границу, подтверждения родственных отношений в различных инстанциях, а также для решения других вопросов. Трудно представить, что было бы с нами, если бы архивов вдруг не стало.

Сегодня на хранении в Управлении ЗАГС Курганской области  около 17 тысяч актовых книг. Записи в них систематизированы по территориальному признаку (по районам, городам, сельским советам) и по временному признаку (по годам), а также по видам регистрации актов (о рождении, о заключении брака, о смерти, о расторжении брака, об установлении отцовства, об усыновлении, о перемене имени). Архивы на бумажных носителях постепенно дополняются электронными носителями.

В настоящее время к условиям хранения актовых книг предъявляются достаточно жесткие требования. Доступ к сведениям ограничен законодательно. Например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» повторное свидетельство в случае потери выдается:

1) лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

2) родственнику умершего или другому заинтересованному лицу, в случае если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;

3) родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства, в случае если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;

4) иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с законодательством право на получение повторного свидетельства или справки о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Все условия получения данных из архива ЗАГС оговорены в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния». Ознакомиться с условиями предоставления государственной услуги по выдаче повторных документов можно на нашем сайте.

По материалам сайта: gov.karelia.ru

Информация подготовлена
специалистом 1 разряда сектора хранения
и выдачи документов отдела записи актов
гражданского состояния по городу Кургану
Е.А. Черепановой 




19.07.2011