Начало государственной архивной службе положили реформы Петра Первого. 28 февраля 1720 года (по новому стилю 10 марта) он подписал первый государственный акт, которым определил основы организации государственного управления в стране и ввел во всех государственных органах власти архивы и государственную должность архивариуса. Архивариусы обязаны были «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…».
За столетия образовалось множество разнообразных архивов, но старейший из них тот, в котором хранятся основные сведения о каждом гражданине государства от рождения до смерти – это архивы записей актов гражданского состояния. Зачатками архивов ЗАГС были церковные записи о родившихся и умерших, которые велись церковью согласно Указу Петра Первого от 14 апреля 1703 года «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». Но, как доказывают найденные и изученные исследователями архивные документы той эпохи, понадобилось еще около двадцати лет, чтобы началось активное формирование и распространение метрических книг. Об их необходимости для потребности государства прямо было сказано в Указе Синода от 20 февраля 1724 года. Они нужны, чтобы «ведать о количестве всего Российского государства людей». Об особом государственном значении и возрастании роли метрических книг говорит требование ведения книг в двух экземплярах и обязательного наличия их как в приходах, приближенных к непосредственному пользователю, так и в консисториях, где они надежно охранялись от утрат.
До наших дней архивы ЗАГС не утратили своего государственного значения. Сведения из книг ЗАГС служат основой для демографических исследований, являются важным средством демографического прогнозирования в масштабах страны, республики, области, края, города, поселка. Акты гражданского состояния учитываются при разработке планов социального развития, проектов застройки, планов архитектурного, культурного развития городов и сел и т.д.
По сути, современный архив ЗАГС выполняет те же основные функции, что и сто, и двести лет назад. Формирует и сохраняет в течение ста лет книги записей актов гражданского состояния, которые содержат сведения о важнейших событиях в жизни человека, от рождения до смерти. В актовых книгах день за днем накапливается информация, без которой ни один из нас не смог бы решить многих жизненно важных вопросов. Например, в случаях утраты документа о регистрации любого из семи актов гражданского состояния архив ЗАГС является тем единственным источником, откуда гражданин получит помощь в решении этой проблемы. Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния запрашиваются гражданами для назначения пенсий и пособий, оформления права на наследство, получения паспорта, выезда на постоянное жительство за границу, подтверждения родственных отношений в различных инстанциях, а также для решения других вопросов. Трудно представить, что было бы с нами, если бы архивов вдруг не стало.
Сегодня на хранении в Управлении ЗАГС Курганской области около 17 тысяч актовых книг. Записи в них систематизированы по территориальному признаку (по районам, городам, сельским советам) и по временному признаку (по годам), а также по видам регистрации актов (о рождении, о заключении брака, о смерти, о расторжении брака, об установлении отцовства, об усыновлении, о перемене имени). Архивы на бумажных носителях постепенно дополняются электронными носителями.
В настоящее время к условиям хранения актовых книг предъявляются достаточно жесткие требования. Доступ к сведениям ограничен законодательно. Например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» повторное свидетельство в случае потери выдается:
1) лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
2) родственнику умершего или другому заинтересованному лицу, в случае если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;
3) родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства, в случае если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;
4) иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с законодательством право на получение повторного свидетельства или справки о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Все условия получения данных из архива ЗАГС оговорены в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния». Ознакомиться с условиями предоставления государственной услуги по выдаче повторных документов можно на нашем сайте.
По материалам сайта: gov.karelia.ru
Информация подготовлена специалистом 1 разряда сектора хранения и выдачи документов отдела записи актов гражданского состояния по городу Кургану Е.А. Черепановой |
19.07.2011
|