История
возникновения Масленицы уходит своими
корнями глубоко в древность. Масленица
- древний славянский праздник, доставшийся
нам в наследство от языческой культуры,
сохранившийся и после принятия
христианства. Считают, что первоначально
она была связана с днем весеннего
солнцеворота, но с принятием христианства
она стала предварять Великий пост и
зависеть от его сроков.
На каждый
день масленой недели существовали
определенные обряды. В понедельник –
встреча Масленицы, во вторник – заигрыши.
На лакомки, то есть в среду масленой
недели, тещи приглашали на блины зятьев
с женами. Особенно этот обычай соблюдался
в отношении молодых, недавно поженившихся.
Наверняка отсюда и пошло выражение «к
теще на блины». В широкий четверг
происходили самые людные санные катания.
В пятницу – тещины вечерки – зятья
звали тещу на угощение. Суббота отводилась
золовкиным посиделкам. Воскресенье
называлось «прощеным днем». В этот день
все навещали родственников, друзей и
знакомых, обменивались поцелуями,
поклонами и просили прощения друг у
друга, если обидели словами или поступками.
Вся же неделя именовалась «честная,
широкая, веселая, боярыня-масленица,
госпожа масленица».
Понедельник
— встреча. В этот день из соломы делали
чучело Масленицы, надевали на него
старую женскую одежду, насаживали это
чучело на шест и с пением возили на санях
по деревне. Затем Масленицу ставили на
снежной горе, где начиналось катание
на санях. Песни, которые поют в день
«встречи», очень жизнерадостны.
Вторник
— заигpыш С этого дня начинались разного
рода развлечения: катания на санях,
народные гулянья, представления. В
больших деревянных балаганах давали
представления во главе с Петрушкой и
масленичным дедом. На улицах попадались
большие группы ряженых, в масках,
разъезжавших по знакомым домам, где
экспромтом устраивались веселые домашние
концерты. Большими компаниями катались
по городу, на тройках и на простых
розвальнях. Было в почете и другое
нехитрое развлечение — катание с
обледенелых гор.
Среда —
лакомка. Она открывала угощение во всех
домах блинами и другими яствами. В каждой
семье накрывали столы с вкусной едой,
пекли блины, в деревнях в складчину
варили пиво. Повсюду появлялись театры,
торговые палатки. В них продавались
горячие сбитни, каленые орехи, медовые
пряники. Здесь же, прямо под открытым
небом, из кипящего самовара можно было
выпить чаю.
Четверг
— разгул (перелом, широкий четверг) На
этот день приходилась середина игр и
веселья. Возможно, именно тогда проходили
и жаркие масленичные кулачные бои,
кулачки, ведущие свое начало из Древней
Руси. Были в них и свои строгие правила.
Нельзя было, например, бить лежачего
(«лежачего не бьют»), вдвоем нападать
на одного (двое дерутся — третий не
лезь), бить ниже пояса или бить по затылку.
За нарушение этих правил грозило
наказание. Биться можно было «стенка
на стенку» или «один на один». Велись и
«охотницкие» бои для знатоков, любителей
таких поединков. С удовольствием наблюдал
такие бои и сам Иван Грозный. Для такого
случая это увеселение готовилось
особенно пышно и торжественно.
Пятница — тещины вечера Целый ряд
масленичных обычаев был направлен на
то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать
молодежи в нахождении себе пары. А уж,
сколько внимания и почестей оказывалось
на масленице молодоженам! Традиция
требует, чтобы они нарядные выезжали
«на люди» в расписных санях, наносили
визиты всем, кто гулял у них на свадьбе,
чтобы торжественно под песни скатывались
с ледяной горы. Однако, самым главным
событием, связанным с молодоженами,
было посещение тещи зятьями, для которых
она пекла блины и устраивала настоящий
пир. В некоторых местах «тещины блины»
происходили на лакомки, т.е. в среду на
масленичной неделе, но могли быть
приурочены к пятнице. Если в среду зятья
гостили у своих тещ, то в пятницу зятья
устраивали «тещины вечерки» приглашали
на блины. Являлся обычно и бывший дружка,
который играл ту же роль, что и на свадьбе,
и получал за свои хлопоты подарок. Званая
теща (существовал и такой обычай) обязана
была прислать с вечера все необходимое
для печения блинов: сковороду, половник
и пр., а тесть посылал мешок гречневой
крупы и коровье масло. Неуважение зятя
к этому событию считалось бесчестием
и обидой, и было поводом к вечной вражде
между ним и тещей.
Суббота
— золовкины посиделки. Золовка — это
сестра мужа. Итак, в этот субботний день
молодые невестки принимали у себя
родных.
Воскресенье
— проводы, целовальник, прощеный день.
Последний день масленичной недели
назывался «прощёным воскресеньем»:
родственники и друзья ходили друг к
другу не праздновать, а с «повинением»,
просили прощения за умышленные и
случайные обиды и огорчения, причинённые
в текущем году. При встрече (порой даже
с незнакомым человеком) полагалось
остановиться и с троекратными поклонами
и «слёзными словами» испросить взаимного
прощения: «Прости меня, в чём я виноват
или согрешил перед тобой». «Да простит
тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник,
после чего в знак примирения нужно было
поцеловаться.
по материалам сайта http://www.proeveryday.ru
Информация подготовлена главным специалистом финансово-хозяйственного отдела - заместителем главного бухгалтера Управления ЗАГС Курганской области М.В.Голодновой |
04.03.2016
|