Основные принципы предоставления государственных услуг



Статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон) определены основные принципы предоставления государственных услуг.

В сфере предоставления государственных услуг существуют следующие основные принципы:
1. Правомерность - соблюдение органами, должностными лицами и организациями, предоставляющими государственные услуги, требований действующего законодательства.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных услуг, согласно статье 3 Закона осуществляется в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
2. Заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг. Это означает, что лицам, нуждающимся в предоставлении государственных услуг, достаточно обратиться в соответствующие органы или организации и нет необходимости получать для этого какие-либо разрешения.
3. Правомерность взимания с заявителей оплаты предоставления государственных услуг:

- государственной пошлины за предоставление государственных услуг;

- платы за предоставление государственных услуг;

- платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг и предоставляются соответствующими организациями.

Содержание данного принципа определено в статьях 8, 9 Закона, устанавливающих соответственно требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных услуг и требования к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
4. Открытость - означает доступность для заявителя полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных услуг и о деятельности органов, предоставляющих государственные услуги и организаций, участвующих в предоставлении данных услуг.
Отношения, связанные с обеспечением доступа заявителей к информации о деятельности органов государственного управления, также регламентируются Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
5. Доступность - означает территориальную близость и открытость органов государственного управления, предоставляющих государственные услуги, для всех категорий граждан.
Принцип доступности также предполагает организацию предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах.
6. Возможность получения государственных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Для реализации данного принципа Закон предусматривает:

- право заявителей на получение государственных услуг в электронной форме (статья 5 Закона);

- обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной услуги в электронной форме (статья 6 Закона);

- установление требований к организации предоставления государственных услуг в электронной форме (статья 10 Закона).

Федеральным законом от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливается, что доступ к информации о предоставлении государственных услуг должен быть обеспечен органами государственного управления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Все принципы тесно связаны между собой и направлены на повышение доступности и качества предоставления государственных услуг.

Материал подготовлен
заведующим сектора хранения и выдачи
документов отдела ЗАГС по городу Кургану
Управления ЗАГС Курганской области
О.Л. Калининой





24.12.2012